Рыбалка на Байкале

Вряд ли найдется рыболов, который бы не хотел побывать на берегах этого легендарного озера. О своем путешествии на Байкал рассказывает Максим Балачевцев.

Вот и я созрел для такой поездки... Зашел на сайт турфирмы, организующей туры на это озеро. Почитал, узнал о том, на что можно рассчитывать в плане ловли. Все понравилось. И вот я уже на борту самолета «Москва-Улан-Уде».

Погода нормальная для конца лета - не жарко и не холодно. Нас, клиентов, оказалось пятеро: я, два рыболова из Прибалтики и двое из Ставрополя. Триста километров по не очень приятной дороге, часть из которой проходит по берегу озера, - и мы на берегу Чивыркуйского залива. Наша цель на противоположном берегу бухты - там находится база. Полчаса на моторной лодке - и мы на месте.

Охота пуще неволи

Терпение мое кончилось еще при подъезде к воде. Посему я, кинув вещи в домик, бегу к берегу, на ходу складывая спиннинг. Работники базы смотрят с улыбкой - «десятидневный тур - неужели не наловится?». Но у меня уже трясутся руки - хочется быстрей закинуть снасть в Байкал! Минут через пятнадцать я спокойно пошел на ужин, утолив «первый рыболовный голод». Через заброс на вертушку садился мерный окунек весом около 200-300 г. И это прямо с берега, в 10 метрах от домика, где я живу.

После ужина, перед заходом солнца, беру весельную лодочку и решаю прочесать береговую зону рядом с базой. Благо до полной темноты есть почти час времени. Ничего экстраординарного - все тот же окунь, может, немного покрупнее - до полукилограмма. К вечеру ветер совсем стих, и на гладкой зеркальной поверхности воды то и дело образовывались окуневые «чавки». Котлов как таковых на Байкале я не наблюдал. Были именно единичные «чавки», но зато постоянные и на большой площади.

За трофеем

Первые пару дней прошли под девизом «поймать большую щуку». Еще в первый день, когда я утолял голод мерными окуньками, на базу вернулся еще один клиент - Виктор, который отдыхал здесь уже около недели. И принес щуку весом около 12-13 кг. Рыбка достойная, особенно по нашим питерским меркам. Вот первые пару дней тура я и пытался поймать что-либо подобное. Скажу сразу - не получилось. Щуки в этом году, особенно крупной, было мало. Со слов местных жителей, зимой был замор, вызванный какой-то рыбьей инфекцией, и после схода льда на дне было полно погибшей щуки. Причем именно крупной и именно щуки. Вот этот год и оказался не особенно богат на трофеи. Но тем не менее щуки среднего, по местным меркам, размера (от 2 до 7 кг) я наловился. Так называемого «рыборазводника» не было, поймать было непросто, но реально. Особенно мне понравились приманки Виктора, с которым мы ловили щуку с одной лодки. Джерки и воблеры огромных размеров. И рыба их «кушала». Причем лучше, чем мои, по питерским меркам, довольно крупные воблеры - длиной 12-18 см. А его «буратины» были не менее 30 см длиной.

Рыбалка на Байкале

Троллингом  тут  никто  не  ловит. Да и на лодках нет ни эхолотов, ни навигаторов - егеря без особых хлопот выводят на необходимые точки. Щуку ловили на каменисто-илистых отмелях с глубинами в пару метров и свалами на 5-6 метров. Вообще, Чивыркуйский залив глубинами не славится. Максимум, что я нашел, это 9-10-метровые ямки, в которых что-либо поймать мне не удалось, кроме вездесущего окуня.

Максим Балачевцев и щука

В конечном итоге удалось «уговорить» щучку на 7 кг, и этого мне было достаточно. И хотя это далеко не рекорд для меня, но вываживание такой рыбки при огромной прозрачности воды доставило массу удовольствия.

Рыбалка на Байкале

Утром и вечером - щука с лодки, а между обедом и «полдником» мы все развлекались ловлей окуня прямо с береговых скал. Занятие интереснейшее. Не очень многочисленные стайки барражируют вдоль берега, и клев то затихает, то вновь возобновляется. Как показала практика, бегать за стайкой смысла нет - лучше подождать следующую. Да и к приманкам местный окунь относится щепетильно. Можно было ожидать, что «палец в воду опусти - откусит». Ан нет! Не тут-то было! И хотя окунек довольно приличный, а крупные вертушки не жалует. И как это ни странно, но самой рабочей оказалась вертушка № 0 от Алексея Вьюнова. И воблерочки работали «на ура» - прогонистые рывковые минноу.

Ребята из Ставрополя вернулись с хариусовой рыбалки. Ходили в открытый Байкал. Впечатлений масса, рыбы море, все красиво. И если бы не ветерок, заставший их по пути домой, то все было бы вообще идеально. Надо сказать, что база оснащена исключительно моторными надувнушками. А эти лодки не очень любят волну. Зато гарантия безопасности - 100%. Плыть по волне не очень комфортно, но спокойно.

Изменения в природе...

А ветер все крепчал, и, выйдя на третий день на берег озера, я понял - «сегодня рыбалки не будет». Надо сказать, что готовился я не столько к лодочной рыбалке, сколько к ловле в речках. И настраивался в основном на хариуса и ленка. Но, как объяснили работники базы, рыбы в речках сейчас нет, вся в море скатилась - осень. Да и идти до речек все равно надо через открытый Байкал.

А шторм длился уже вторые сутки. На воду не выйти никаким образом. Отводили душу на ловле все того же окунька в бухтах, относительно закрытых от ветра. Но после трех дней шторма с береговой ловлей окуней я не выдержал. «Хочу на речку! Пусть без рыбы! Пусть пешком по тайге! Хочу!»

Окунь

И вот я, два проводника и два прибалтийских гостя идем по едва различимой в тайге тропе в сторону самой большой местной речки - Большого Чивыркуя. Ходить по тайге - дело не простое. Кедровый стланик, спуски и подъемы, отсутствие на навигаторе карты или хотя бы координат конечной точки - все это не способствовало удобству. Ну да ладно, несколько часов - и мы вышли на реку. Надо отметить, что хотя в это время рыбы не много, но и самый раздражающий фактор отсутствует напрочь. Я имею в виду мошку, комаров и прочую летучую и кусачую нечисть. В этом нам повезло - мы попали на период первых ночных заморозков. И за всю поездку я получил не более десятка укусов.

Через час ловли в реке я понял, что все то, что я знал о ловле хариуса в реках, - относится лишь к тем водоемам, в которых я ловил. Точки, на которые я рассчитывал, не работали вовсе. Рыба стояла там, где ее в принципе быть не должно. Кушала она исключительно не то, что я ей предлагал, а что-то совсем уж «несусветное» и «неправильное».

Рыбалка на Байкале

Больше всех повезло одному из наших прибалтийских товарищей - он первым пришел на единственную на реке ямку с рыбой и вертушка у него оказалась правильная - нечто большое, номера примерно второго или третьего. И десяток хариусов под кило весом он поймал. А мне, с моими блесенками (от трех нулей до единички) и воблерочками (от пары сантиметров до пяти), удалось «замучить» только одного, да и то, после того как я поставил Мюран весом 7 г. Маленькие приманки любого типа игнорировались местной рыбой целиком и полностью. И никакие ухищрения со сплавом воблеров, с рывковой проводкой и прочими «изысками игры» на него не действовали.

Страшный инструктор:)

Рыбалка на Байкале

А особенно меня поразила чистота воды в речке. Смотришь на речку — ну максимум полметра глубины в этой ямке, может, чуток больше. Кидаешь блесну, а она все падает, падает, падает... На самом деле тут метра 3-4. Смотришь на дно в трех метрах от себя - ровненько так, единичные камушки маленькие, рыбой и не пахнет. Но вот проводишь тут блесну, и вдруг, откуда ни возьмись (здесь же никакой рыбы не было), вылетает хариус. Вот маскировка так маскировка! Проводишь приманку еще раз - вылетает следующий...

Максим Балачевцев и хариус

Странно было то, что на всем протяжении речки (а мы прошли по ней километров 5 до устья) нам встретилась только одна ямка с рыбой. В остальных местах было поймано всего пара хариусов.

Рыбалка на Байкале

Ну вот пора и в лагерь возвращаться. Идти страшновато - то тут, то там встречаешь следы присутствия медведя. Да и прочего зверья достаточно. Немного вселяет уверенность ружьишко на плече одного из наших провожатых.

А все кончается...

Вот и прошла большая половина тура. Осталось три полных дня ловли, а я так и не половил хариуса и ленка. Ну да дело за малым - за погодой. И она соблаговолила успокоиться. Утром штиль. Мы загружаемся в лодку и идем километров 20 в сторону открытого Байкала. Вокруг отвесные скалы, осеннее разноцветье тайги, холмы и распадки, окрашенные в зелено-желто-красные цвета. Красотища! Но мне, честно говоря, не до этого. «Красота без рыбы» - это, как говорится, - «деньги на ветер». Мне рыбы хочется. Хочется большого хариуса, хочется ленка, которого я не то что не ловил никогда, но даже видел только на картинке.

Хариус

Ну вот мы и на месте. Стоим на лодке в 20 метрах от берега. Берег - отвесная скала высотой, даже не берусь сказать какой, - может, метров 100, может, больше. Прямо под скалой глубина всего около метра, а под нами уже около 6-7 м. Дно видно до мельчайших подробностей. И это несмотря на недавний шторм.

Байкал

Будучи уже наученным горьким опытом на речке по поводу мини-приманок, в моем арсенале «блесенки» соответствующие: мюраны (7-12 г), воблеры покрупнее, колеблющиеся блесны длиной 4-5 см.

Хариус

Рыбалка на Байкале

Заброс под самую скалу (чем ближе - тем лучше), и медленная проводка. Ловится практически на любые крупные вертушки. Для менее болезненного снятия рыбы ставлю колебалочку с одинарным крючком. Ловится, причем не хуже. Но на равномерную проводку реагирует плохо. Приходится делать ступеньку. И вот на паузе рыба садится. Поклевки бойкие, сходов мало.

Чем дальше мы продвигались вдоль береговой линии от Чивыркуйского залива, тем больше становилось рыбы. Во второй день мы и вовсе решили заехать подальше, а потом возвращаться. Хариус тут ловился, примерно как у нас форель радужная в рыборазводнике. Кидаешь на урез воды, первые пару оборотов - и рыба уже бьется на крючке. Для большего интереса применяю самую легкую снасть: спиннинг тестом 0,8-3 г и леску диаметром 0,12 мм. Экстрим полнейший. Хариус разнокалиберный. Мельче 300-400 г практически нет, но и больше двух кило мы так ничего и не поймали. Средние хариусы в районе килограмма.

Максим Балачевцев

Надо сказать, что хариус тут двух видов - «черный» и «белый». Первый - это речная рыба, которая на зиму скатывается в озеро. Он более темный, плавник высокий и яркий. В общем, похож на ту рыбу, которую я ловлю на наших северо-западных реках. «Белый» хариус напомнил мне сига. Та же блекло-серебристая расцветка, меньшего размера рот и маленький невзрачный плавничок. Но «белый» ценится местными жителями больше, так как он более крупный и жирный. Из всей рыбы, что я пробовал на Байкале (включая и омуля), «белый» хариус понравился мне более всего, причем во всех видах, от соленого до жареного.

Еще обзоры по теме «Куда поехать летом» | Все обзоры

Участок Рыбинского водохранилища от Рыбинска до города Пошехонье
  • Еще, казалось бы, совсем недавно мы с вами не имели ни малейшего представления о том, что на этом острове туристов из России может заинтересовать что-то еще, кроме пляжного отдыха. Потом какими-то сложными путями просочилась информация, что на Кипре водится басс... И мы поехали! И хотя с той первой поездки на остров прошел какой-нибудь год с небольшим, понимание принципов ловли этой экзотической для нас рыбы стало гораздо-гораздо более глубоким.

Второй год на Кипре
Спасибо!
Товар успешно добавлен в корзину
Обратная связь
Заполните, пожайлуста, форму ниже, и мы ответим на все Ваши вопросы в течение 24 часов.
Все поля отмеченные «*» обязательны к заполнению.
Заказ товара
К сожалению данный товар отсутствует на складе, но Вы можете его заказать. Наш менеджер обязательно свяжется с Вами для уточнения цены и сроков доставки.
Все поля отмеченные «*» обязательны к заполнению.